Пасха Христова – торжество из торжеств


Слово «Пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который, в свою очередь, был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») – в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда Ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо.

В христианской Церкви наименование «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях: «…Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия».

В домостроительстве нашего спасения Воскресение Христово есть явление Божественного всемогущества: Христос по смерти сошел во ад — «яко восхотел», ниспровергнул смерть — «яко Бог и Владыка», воскрес тридневен — и с Собою совоскресил Адама и весь человеческий род от адовых уз и тления.

Тело воскресшего Христа Спасителя восстало бессмертным и славным, имеющим жить вечно новой, духовной, небесной жизнью. Сокрушив смерти врата, Христос показал путь к истинной жизни и открыл дверь бессмертия.

Праздник Пасхи установлен еще в Апостольской Церкви и торжественно праздновался уже в те времена. Древняя Церковь именовала Пасхой две седмицы: предшествующую дню Воскресения Христова и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха Страданий, и Пасха Воскресная, или Пасха Воскресения. После Никейского Собора (325 г.) эти наименования выходят из употребления и вводятся новые названия — Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

В монастыре с самого утра в Великую Субботу оживленно и многолюдно. Сразу после утренней службы и до 18 часов вечера освящаются куличи, яйца, творожные пасхи, вино – прихожане идут нескончаемым потоком. У сестер обители это день, полных хлопот – убирают и украшают храм к ночной службе, готовят праздничную трапезу для насельниц, священнослужителей и прихожан, учащиеся воскресной школы со своей наставницей репетируют спектакль, посвященный празднику…

Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц, некогда было увлекательнейшим занятием. Но и сейчас дети с радостью и предвкушением праздника, вырезают цветы из яркой цветной бумаги, лепят из пластилина ангелочков и цветы, одаривают сестер и прихожан.

В девять часов вечера – исповедь для желающих причаститься на праздничной литургии. Почти в полночь – крестный ход, когда все три шумные дорожные трассы, которыми окружен монастырь, перекрываются и на это время здесь с пасхальными песнопениями проходит процессия участников крестного хода.

Всю Светлую неделю длится праздник. После утреннего богослужения совершается крестный ход – с песнопениями Святой Пасхи, кроплением святой водой, чтением Евангелия.

Когда-то в деревнях был обычай вечером, с наступлением сумерек, играть на скрипке. Скрипач или несколько скрипачей ходили по деревням, под окнами каждого дома играли в честь Воскресения Христова, в ответ хозяин с хозяйкою угощали чаркой и одаривали пасхальными яйцами, а иногда и деньгами.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *