Служение Патриарха в Страстной Понедельник

>
Вечером 9 апреля 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении духовенства г. Москвы совершил утреню Великого вторника в Иоанно-Предтеченском женском монастыре российской столицы.

За богослужением молились настоятельница Иоанно-Предтеченского монастыря игумения Афанасия (Грошева) и насельницы обители.

По окончании богослужения матушка настоятельница преподнесла Предстоятелю образ Иоанна Предтечи, написанный сестрами монастыря.

Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреподобие Матушка Афанасия, дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую с Великим Понедельником, этим днем начинается поприще Страстной седмицы – совершенно особый период жизни христианина. Это тот отрезок времени, который позволяет нам мысленно, духовно прикоснуться ко всему тому, что произошло в Иерусалиме, что предшествовало Воскресению Христову и что предопределило через жертву Христа спасение рода человеческого. Проникая духовным взором переживаемые дни, постигая их смысл, мы открываем для себя что-то очень важное. Великий Понедельник посвящен двум темам: лицемерию и суду. И эти темы связаны одна с другой.

Лицемерие есть двоедушие. Когда человек живет одной жизнью, одними мыслями, а представляет вовне иной образ жизни, иные слова, иные мысли. Сказанное не означает, что каждый должен открывать душу свою нараспашку перед первым встречным, это не означает, что человек должен быть наивным. Иногда обстоятельства жизни не дают нам возможности быть искренними со всеми, кто нас окружает. Господь нас и не призывает, чтобы мы открывали душу свою тем, кто вокруг нас. Более того, он предупреждает нас, чтобы мы были осторожны и не метали бисер свой перед свиньями, потому что свиньи могут наброситься и разорвать нас. Господь призывает нас быть мудрыми как змеи и одновременно кроткими как голуби. Тогда что же означает лицемерие, которое так сильно порицается Спасителем, особенно в преддверие Его страданий?

Лицемерие – есть преднамеренный обман, когда мы вводим в заблуждение других, создавая неправильное о себе представление. Некий образ, которого на самом деле не существует. Лицемерие всегда преследует конкретную цель: либо сделать карьеру, либо получить деньги, стать богатым, либо добиться власти. Именно такое поведение Господь порицает. Особо грозными словами Он порицает фарисеев. Он порицает их за лицемерие, которое проявлялось в самой чувствительной области человеческой жизни — в сфере религиозной. В сфере отношений человека с Богом. Здесь всякое лицемерие становится сугубым грехом. На примере фарисеев мы понимаем, сколь опасно лицемерить в духовной и религиозной жизни.

Иногда бывает так, что человек исполняет внешние предписания церковные: постится и даже в храм сходит. Иногда даже кичится этими своими достижениями, создавая некое о себе неправильное представление. Всякое лицемерие в религиозной жизни есть фарисейство, то самое, которое грозно осудил Спаситель. Эти поучения Господа нашего, обращенные к апостолам и тем, кто Его слышит, в центре которых обличения лицемерия связаны с темой суда. Суд – это явление Божией правды. На суде не может быть никакого лицемерия. На Божьем Суде никто не может тебя защитить, как и оклеветать. Все человеческие хитросплетения не имеют никакой силы на Суде Божием. Господу только ведомо тайное и сокровенное, что в человеческом сердце. И Суд Божий – есть не суд человеческий. Бог прозревает внутреннюю жизнь так, как не дано прозреть внутреннюю жизнь ни одному стороннему наблюдателю, даже самому пристальному и самому мудрому.

Если лицемерие есть попытка ввести в заблуждение других людей, то Суд – явление правды Божией — есть лишение человека всякой маски, в том числе и лицемерной. Не случайно поучение Христа Спасителя в преддверие Его страданий начались именно с этой темы. Потому что в ней, как в фокусе концентрируется самое опасное, что есть в жизни человека – ложь, становящаяся второй природой, проникающая и в сознание и в сердце человека.

Наученные великими словами Спасителя, которые мы только что слышали, принесем покаяние пред Господом, и у нас будет такая возможность в течение этой Страстной седмицы. Если кто-то и когда-то совершал то, что совершили древние фарисеи, если совесть кого-то обличает, если наши отношения с Богом и с ближними проникнуты неправдой, которые мы так тщательно пытаемся выдать за правду, — принесем искреннее покаяние, памятуя о том, что раскаянный грех не будет нам вменен и на Страшном суде. И только через покаяние лежит путь к оправданию нас в свете правды Божией на Его Страшном суде.

Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *