История храма

В первой половине XVII столетия Ботово, Михайловское тож, — вотчина князя П.А. Долгорукова и его наследников. Возникновение усадьбы относится к середине XVIII в., когда ее владелицей числилась княгиня А.М. Долгорукова, владевшая так же имением Измалково (современный Одинцовский р-н). Примечательно, что в обоих имениях Аграфены Михайловны возникают каменные храмы: в Измалково в 1757 г., в Ботово — между 1771 и 1775 гг.

Макет колокольни

Макет колокольни

Каменная церковь Воскресения Христова. Приделы Святителя Николая Чудотворца и мученицы Дарии и четырхяърусная колокольня.

От Долгоруковых владение перешло к Н.П. Хозиковой и далее к кнж. П.Г. Вяземской. В 1819 г. «…это село, в 8 верстах к северу от Волоколамска, куплено после женитьбы Александра Ник. Муравьева на Праск. Мих. Шаховской…» (сокращения приведены по кн. Шаховскому). Вот как говорит Михаил Николаевич Муравьев об имущественном положении брата в 1827 г.: «Александр собственного состояния не имеет, ибо оное состоит за отцом… За женою Александра числится Моск. губ., Волоколам. у., в с. Ботове с деревнями всего около 600 душ крестьян. Имение сие было куплено в долг после замужества и есть единственное их имение, где они жили и занимались устройством своего хозяйства, полагая доходами с него уплатить сей долг. По сей причине свое имение заложили они в Московский опекунский совет на 24 года; сверх того имеют долгу партикулярного сто тысяч или более». В записках брата А.Н. Муравьева Николая Николаевича имеется известие о переделке дома в 1838 году. Александр Николаевич Муравьев смог сохранить за собой имение и после возвращения из Сибири.

Впоследствии эта усадьба, как и Осташево, перешла во владение Н.П. Шипова, а затем, до самой революции, ею владел его сын, известный земец Д.Н. Шипов.

Дом в усадьбе не сохранился. Все что уцелело — это сильно руинированный объем Воскресенской церкви, посвященной до 1860-х гг. Михаилу Тверскому, и парк из смешанных пород деревьев площадью около 20 га, насаженный Муравьевым.

Храм отреставрирован, сделана ограда и надвратная звонница.

31

Апрель 1986

32

Апрель 1986

Апрель 1986

Апрель 1986

32

Май 1989г.

Май 1989г.

Май 1989г.

41

Май 1989г.

45

6

Июнь 2008 г.
В эти дни в селе Ботово произошли два важных события, связанных с реставрацией церкви. Во-первых, завершена кирпичная кладка алтаря, а во-вторых, в храме появилось паникадило.
Одна из самых активных прихожанок говорит:
– Выложили руст по краю стены алтаря, сделали свод, а до этого – чёрный пол, чтоб было на чём временным подпоркам держаться. Теперь осталось оштукатурить стены, настелить полы, покрыть крышу и вставить рамы и решётки. Тогда алтарь будет полностью завершённым. А начали строить алтарь в этом году, месяц назад – 14 мая оторвались от фундамента.
Полным ходом идёт строительство котельной для церкви.
– Котельную мы начали одновременно с алтарем, – поясняет она, – но основной объект – алтарь.
Стены котельной возвышаются более чем наполовину, а вот в алтаре каменные работы уже закончены.
Главный строитель восстановительных работ – местный житель.
С 2003 года восстанавливается церковь силами ботовских богомольцев.
– В 2003 году, на Георгия Победоносца, 6 мая, установили деревянный крест возле полуразрушенного храма. В прошлом году, на Пасхальной Седмице, в субботу, 14 апреля, отец Леонид (Рожков) служил здесь первую литургию. На церковное новолетие, 14 сентября 2007 года мы воздвигли крест. На престольный праздник, в Воскресение словущее, 26 сентября, мы совершили первый крестный ход. А к Покрову покрыли крышу, – радуется праведница.
По её словам на восстановление ботовской церкви потрачено около трёх миллионов рублей. Естественно, такую сумму в своем селе не собрать, поэтому источники доходов из других мест. Она приоткрыла финансовую тайну:
– У нас на ВДНХ кружка стоит. А ещё – в Санкт-Петербурге и в Мурманске. Но основная часть пожертвований – из Москвы.
В ближайших планах – поиск фундамента разрушенной колокольни.
– В прошлом году приезжали школьники из Москвы и помогли откопать остатки фундамента алтаря, – рассказывает она. – Теперь вот надо искать место, где стояла колокольня. Колокола у нас уже есть. В Воронеже их отливали.

Усадебный парк зарос, превратился в лес. Старый лес скрывал от всех разрушенное здание церкви. Еще несколько лет и мы не нашли бы даже место где стоял храм. Как нельзя найти место где стоял усадебный дом.

Только благодаря неравнодушным и активным прихожанам мы имеем этот прекрасный восстановленный храм в котором, как в старые времена, идут службы. И как в старые времена идут вереницы прихожан на службу.

Вот так всем миром восстанавливается церковь в селе Ботово. В народе бытует поговорка: «Не стоит село без праведника, а город – без трёх».
Как видно, здесь такие праведники есть.

21

Школьники из Москвы помогли откопать остатки фундамента алтаря. 2007г.

23

Школьники из Москвы помогли откопать остатки фундамента алтаря. 2007г.

24

Школьники из Москвы помогли откопать остатки фундамента алтаря. 2007г.

11

12

18

19

13

1416

15

26 сентября 2013 года

26 сентября 2013 года

P1100702

1

volok_botovo_93947vm_20_4_201443

5

P1120103

Место где была колокольня.

DSCF9414 - копия (2)

Воскресенский храм в деревне Ботово

Церковь типа восьмерик на четверике в стиле классицизма, построена на средства М. В. Долгорукова.

«Восьмерик на четверике» — традиционный тип архитектурной композиции православной церкви, имеющей собственные уникальные традиции и узнаваемые особенности в конструкции здания храма.
Архитектурный тип «Восьмерик на четверике» издавна имеет широкое распространение на территории современной Российской Федерации и других государств нашего времени, где среди населения существуют обширные православные общины.
Главной характеризующей особенностью «Восьмерика на четверике» является вид основного объёма храма, представленного в виде квадрата (четверик), который сверху венчает высокий восьмиугольный ярус (восьмерик), в свою очередь завершённый традиционным православным шатром или куполом.
На заре своего возникновения «Восьмерик на четверике» был наиболее распространён в сфере деревянного храмового зодчества, но позднее, по мере плавного развития традиций и культуры русской православной архитектуры и практики храмостроительства, стало появляться всё больше каменных храмов и часовен подобной формы.
Большой толчок к развитию и своему распространению на Руси архитектурная композиция «Восьмерик на четверике» получила в последние пару десятилетий 1600-х годов, когда она плотно вошла в практику и традиции новообразованного Нарышкинского стиля, также известного как Московское барокко. Барочные храмы «Восьмерик на четверике» наиболее часто строились как приусадебные церкви при разнообразных дворянских имениях в окрестностях Москвы.

Журнал «Чудеса и приключения» напишет о тайнах Усадьбы в деревне Ботово Волоколамского округа

https://mediabankmo.ru/blog.php?idinfo=22687

Комментирование запрещено