Священство

sviachennia-150x150Таинство Священства, или Хиротония (рукоположение — греч.), совершается при возведении в священный сан.

Священство есть Таинство, в котором правильно избранный человек через архиерейское рукоположение получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой. Священником в Православной Церкви может быть только мужчина, в напоминание об облике Христовом, которого представляет священник во время совершения Таинств.

В Православной Церкви существует три степени священства: диакон, священник и епископ. Кроме того, все духовенство разделяется на «белое» — женатое и «черное» — монахов.
ДИАКОН (служитель — греч.) — священнослужитель первой (младшей) степени священства, который, участвуя в богослужении, служит при Таинствах, но сам их не совершает.

Диакон, состоящий в монашеском чине, называется ИЕРОДИАКОНОМ, а, принявший схиму — СХИИЕРОДИАКОНОМ. Старший диакон в белом (женатом) духовенстве называется ПРОТОДИАКОНОМ (первым диаконом), а в монашестве — АРХИДИАКОНОМ (старшим диаконом).

Вторая степень священства — есть ПРЕСВИТЕР (от греч. пресвитерос — старец), или СВЯЩЕННИК, ИЕРЕЙ (от греч. иереис — священник)
Пресвитер — это священнослужитель, который может совершать шесть из семи Таинств, за исключением Таинства Хиротонии (Рукоположения), т.е. возведение в одну из степеней Церковной иерархии.
Священника также часто называют отцом, потому что он Таинствами и учением духовно возрождает и воспитывает верующих в жизнь духовную. (В этом смысле в просторечье пресвитера называют поп — от греческого слова «папас» — отец).
Имя ПРЕСВИТЕР показывает, что на эту степень избираются люди опытные и мудрые. Этим именем называли себя и Апостолы (1Петр. 5,1; 2Иоан. 1).
По словам святителя Феофана Затворника — «Господь правит Церковью и всем, что в ней. Священники — орудия Его. Что для кого нужно, то подаст Господь через священника…» Поэтому, главная обязанность пастыря — словом и жизнью учить, назидать и утверждать верующих в благочестии и добрых делах; быть им «образцом в слове, в житии, в любви, в духе, в вере и чистоте» (1Тим. 4,12); проповедовать Слово Божие везде и во всякое время (2Тим. 4,2). По примеру Господа и апостолов, в обязанность пресвитера входят священнодействовать и освящать верующих Таинствами Церковными, которых он есть строитель (1Кор.4,1), молитвами и благословением во имя Господне.

В сан пресвитера может быть рукоположен только диакон. Священник, состоящий в монашеском чине называется ИЕРОМОНАХОМ (греч. священник-монах), а принявший схиму — СХИЕРОМОНАХОМ. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются ПРОТОИЕРЕЯМИ или ПРОТОПРЕСВИТЕРАМИ (прото — первый,-греч.), а монашествующие — ИГУМЕНАМИ (вождями,-греч.) или АРХИМАНДРИТАМИ. Старшие священники в приходе называются НАСТОЯТЕЛЯМИ. Это слово, без сомнения, произошло от сказанного в Писании: «…настой во время и не во время…» (2Тим. 4,2).

Высшее духовное отличие пресвитера — это возведение его в сан ПРОТОИЕРЕЯ, или по-древнему наименованию — ПРОТОПРЕСВИТЕРА, а в монашестве — в сан ИГУМЕНА и АРХИМАНДРИТА. Звание протоиерея возлагается уже не через Таинство и не в алтаре, а подобно протодиакону, совершается среди храма рукоположением благословения, молитвою и наречением.

По древней традиции в сан ЕПИСКОПА посвящают только священников, принявших монашеский чин (архимандритов). Все архиереи — монахи. Если архиерей принимает схиму (СХИЕПИСКОП), он должен оставить управление епархией.
Сан епископа в административном отношении имеет пять степеней:
ВИКАРНЫЙ ЕПИСКОП (викарий — наместник) — имеет власть над приходами небольшого города или группы сел, которые называются «викариатством». Издревле он назывался
«ХОРЕПИСКОП» — т.е. епископ паствы, состоящей из нескольких селений (греч. «хора»). Назначается он для помощи архиепископу или митрополиту в делах епархии.
ЕПИСКОП — управляет приходами целой области. Эта область и называется епархией.
АРХИЕПИСКОП (старший епископ) — епископ старшего в области или стране города. Он управляет епархией большого размера.
МИТРОПОЛИТ (греч. «митир»-мать, «полис»-город) — епископ большого города и прилегающей области (обычно столицы или главного города области), в которых, как бы от матерей, берут свое посвящение архипастыри прочих Церквей. Звание митрополита, как старейшего епископа, соединяет в себе преимущества архиепископа и экзарха. Митрополит может иметь наместников в лице викарных епископов.
ЭКЗАРХ (начальник) — начальствующий епископ большого столичного города; ему подвластны несколько епархий, входящих в состав экзархата с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. Самый высший чин Церковной иерархии —
ПАТРИАРХ (отец отцам, или отценачальник). Если к монашескому имени епископа всегда добавляется название управляемой им епархии, то к имени Патриарха — полное название возглавляемой им Поместной Церкви.

Епископ имеет власть совершать святое Миро; Рукополагать достойных для священнослужения; благословлять для церковнослужения; по примеру Иисуса Христа — Великого Архиерея подавать верующим благословение обеими руками (Марк. 10,16); освящать храмы Божии или вместо них Антиминсы и прочее. Посему епископ и называется «святителем».
Вся полнота Церковной власти и управления принадлежит в епархии епископу. По власти, данной епископам от Христа и апостолов, епископы преимущественно присутствуют на Соборах, разрешают все недоумения священно- и церковнослужителей, удовлетворяют духовные нужды верующих, и поэтому называются «владыками».
Чин Рукоположения во епископа совершается согласно с древним преданием «наречением и посвящением». По священному сану епископы равны между собой, поэтому их Рукоположение совершается не одним, а несколькими святителями, соборно.
В Священстве избранный из верующих получает благодать духовно возрождать и воспитывать других в благодатной жизни, посредством Слова Божия и спасительных Таинств.

Таинство Священства,
из цикла «Закон Божий». Телеканал «Радость моя».

Комментирование запрещено