Три Спаса

Крест с частицей Животворящего Креста Господня. Собор Иоанно-Предтеченского монастыря


Первый Спас называется «Происхождение древ Креста Господня».

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника:

«По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви (в честь Святой Софии-Премудрости Божией). С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

Это торжество отмечается 14 августа. В царской сокровищнице в Константинополе в храме Святой Софии хранилась реликвия – частицы древесины креста, на котором распяли Христа. Эти частицы обладали чудотворной силой, исцеляли и могли останавливать эпидемии в Византии. В самую жаркую пору священнослужители выносили из храма эти частицы и проходили с ними по улицам города, направляясь к водоемам. Этот Спас трудно отнести к праздникам, потому что в этот день начинается Успенский пост. Он длится с 14 по 27 августа. По своей строгости он такой же, как и Великий пост..

Первый Спас называется еще «медовым»: соты заполнены медом, пчелам пора устраиваться на зимовку. Следовательно, можно попробовать свежего меда. У первого Спаса есть еще одно название — «Маковей»: в это время на юге Руси поспевал мак. В этот же день отмечается память семерых святых Ветхого Завета – мучеников Маккавеев.

Накануне праздника в храмах служится Всенощное бдение с литией. В завершении службы происходит поклонение положенному на центральный аналой, украшеннному цветами Кресту.

Преображение Господне – Второй Спас

Этот праздник называют на Руси еще и Яблочным Спасом. Празднуют его ежегодно 19 августа. Главным его обрядом является освящение плодов и злаков в церквях. По традиции люди приносили для окропления святой водой отборные яблоки, аромат которых завораживал всех присутствующих в церкви людей, как в Преображенских уголках Эдема. Считалось, что яблоки уже поспели к этому дню и их можно начинать есть. До 19 августа есть поспевающие яблоки не разрешалось – это считалось грехом. Яблочный Спас продолжается в течение девяти дней. Яблоки можно есть, угощать ими друг друга, кого довелось встретить, готовить из них различные кушанья, делать зимние заготовки.

Из трех праздников, которые называются Спасами (они получили такое название, потому что посвящены чудесным делам Спасителя), только этот праздник, или Второй Спас, входит в число «двунадесятых праздников». Он посвящен решающим событиям для убеждения учеников Христа, что перед ними – Спаситель. Взойдя на гору вместе со своими учениками, Христос стал молиться, и вскоре Его лицо и одежда воссияли. Явились к Нему пророки Илья и Моисей, которые уже давно покинули мир. Раздался небесный глас Господа: «Сей есть Сын Мой возлюбленный».

19 августа 1456 года у стен Белграда православными сербами была разгромлена непобедимая турецкая армия. С тех пор Второй Спас стал отмечаться как великий праздник.

 

Загрузить увеличенное изображение. 721 x 1000 px. Размер файла 178887 b.
 Освящение меда
Освящение меда

Третий Спас – 29 августа

Заканчивается уборка хлебов, или «хлебный». А так как к этому времени поспевают орехи. Этот Спас носит название «ореховый». Церковь же называет этот праздник «Перенесение Нерукотворного образа Господня».История этого праздника такова.

Князь Эдессы, Авгарь, заболел проказой. Он лечился довольно долго, но безуспешно, пока не услышал о чудотворце из Палестины. Это был Иисус Христос. Князь послал к нему гонца. Христос после умывания вытер свое лицо полотенцем, на котором запечатлелось изображение лица Господа. Гонец отвез это полотенце князю, и только одно прикосновение к этому полотенцу облегчило страдания князя, а затем и исцелило его совсем. Полотенце (убрус) Христа стало знаменем на вратной башне Эдессы, так как оно спасло владыку. Так родился обычай защищать вратные башни городов христиан изображениями Христа, иконами Спасителя (Спаса).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *